Элементом духовного мира личности не являются. Реферат: Духовный мир личности

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

Элементом духовного мира личности не являются. Реферат: Духовный мир личности
Магомедова П.Д. 11Дагестанский государственный университетСайбулаева С.А. 11Дагестанский государственный университет Текст работы размещён без изображений и формул.

Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF Введение

Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ – духовность. Человек, его дух и его культура – венец и цель мироздания… Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего “Я”, на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о “душе” является квинтэссенцией личностного развития.

Духовный мир личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. Путь духовного развития личности бесконечен…

Таким образом, актуальностьтемы сомнений не вызывает.

Цель данного реферата: всестороннее изучение и характеристика духовного мира личности.

Духовный мир человека, мировоззрение человека

Разнообразные образы вещей и процессов природного и социального мира образует духовный, идеальный мир человека. Однако, у любого человека и общества в целом он более или менее упорядочен, системен, целостен.

В духовном мире родственные чувства, представления, мысли группируются, образуя этическую, эстетическую, религиозную, правовую и другие сферы.

Более или менее целостная и устойчивая система взглядом человека на мир или на свое место в этом мире составляет ядро духовного мира человека – мировоззрение.

Будучи развивающимся и историческим образованием, духовный мир динамичен как по содержаниюразнообразных образов вещей, так и по пропорциям этих сфер. Известно, что нравственные ценности добра и зла, ключевые представления – прекрасное.

Безобразное – существует с появлением разумного человека.

Тогда как политико-правовые понятия – закон, государство, революция, духовные – образование сравнительно недавнего времени.

Но духовный мир человека и мировоззрение многосоставны не только по предмету отражения – по разнообразию сфер человеческой деятельности, но и по характеру и глубине их представлений в сознании человека.

Очевидно, что на начальных этапах развития человека и общества мировоззрение образует чувства, аффекты, дающие примитивные и иллюзорные представления о явлениях мира в мифологических образах.

В мифах человек одушевляет природные и социальные явления, пытаясь понять их связи в конкретных отношениях людей и животных. Значительно более поздней исторической формой мировоззрения является религия, основанная на вере людей в сверхъестественное, абсолютно независимое от реального мира, вечное и всесильное.

И совсем молодой формой мировоззрения предстает философия – миропонимание, высоко абстрактное, понятийное отражение всего общего, наиболее общих законов действительности.

Нельзя полагать, что формы мировоззрения четко сменяют друг друга с развитием истории и духовного мира человека. Скажем, появление философии две-три тысячи лет тому назад отнюдь не означало, что все человечество овладело философским мировоззрением – подавляющее число людей было в плену мифологического и религиозного мировоззрения.

И сегодня, в двадцать первом веке, развитое мировоззрение – достояние сравнительно небольшой части людей.

Массовое сознание зависимости от исторических, экономических, политических обстоятельств того или иного общества составляютмироощущение, мировосприятие, миросозерцание, имеющее отдаленное отношение к развитому мировоззрению, к стройной системе философских и научных понятий.

Глобальная проблема современности видоизменили структуру мировоззрения современного человека – антропоцентризм, преломление всех взглядом человека через призму его интересов, утилитаризм, сменяются новыми ценностями, способствующими, в первую очередь, сохранению природы.

Все большую значимость в содержании мировоззрения обретает экологическая культура, биоэтика.

Ценности, основные типы жизненных стратегий в современном обществе. Стратегия благополучия, успеха и самореализации.

Человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностные отношения к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру.

Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл.

С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы что-то хвалим и ругаем, признаем и отрицаем, чем-то восхищаемся и возмущаемся.

Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют вполне успешно.

Нравственность – это исторически сложившаяся система написанных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находит отражение общепринятые нормативы и оценка человеческих поступков.

Нравственность проявляется в отношении человека к семье, к своему народу, родине, к другим народам. Она распространяется и на отношения личности к самой себе. Если человек занимается самоистязанием или совершает самоубийство, общество осуждает его: человек – общественное достояние. И общество требует от человека, чтобы он относился к себе в соответствии с интересами общества:

    Сохранял свое здоровье;

    Трудился;

    Вел себя достойно.

За тысячелетия были выработаны общечеловеческие ценности – семья, домашний очаг, образование, хорошая работа, друзья и круг общения, мирная жизнь, справедливое общество, любовь к ближнему и т.д.

Среди разнообразных форм психики человека, важнейшее значение имеет воля, само регуляция субъектом своей деятельности, проявляющие как целеустремленность, решительность, самообладание.

В мире ценностных ориентаций человека непреходящее значение имеет вера, акт принятия чего-либо как ценностно-положительного. Вера как ценностный феномен имеет свои градации, высшей ее отметкой мы находим идеал.

Человек, в силу своего воображения, создает образ желаемого будущего. Он осуществляет целеполагание. Цель – это предвосхищение результат социального действия. Идеал – это высшая ценность и соответствующая ей цель.

Наряду с положительными ценностями есть, разумеется, их антиподы: человеконенавистничество, стяжательство, культ силы, вседозволенность.

Мир ценностей у каждой личности специфичен, чем и объясняется разнообразие жизненных стратегий людей, особенно многообразны жизненные ориентиры в современном обществе. Но их можно сгруппировать в три типа: стратегия благополучия, успеха и самореализации.

Все три ценности достойны целей людей, могут быть совмещены в одной жизненной судьбе. Но чаще всего что-то из них преобладает, притягивает и увлекает больше других.

Выдвижение на первый план семейного уюта, добротной, материально обеспеченной жизни дает идеал, пожалуй, подавляющего большинства наших современников – стратегию благополучия. Немало сторонников стратегии успеха – тех, кто предпочитает власть, славу, публичную жизнь на виду.

Значительно меньше приверженцев стратегии самореализации – тех, кто «прислушивается» к себе, внимателен и уважителен к своим способностям, видит смысл жизни в их реализации.

https://www.youtube.com/watch?v=e4rpx5QC-I8

При этом, судьба человека может сложиться по-разному – незаметное, заурядная жизнь без броских достижений и признаний, материальных приобретений, хотя все это и не исключается – важно, что данная стратегия бескорыстна…

Заключение

Духовная жизнь человека и общества сформировалась в процессе долгого исторического развития, на основе истории, как своей страны, так и исторического опыта других стран и объединений.

Человек ведь не просто приспосабливается к внешним условиям, а творит новое: сначала в своём мышлении и воображении, а затем уже и в реальности.

Прежде чем совершить какое-либо действие нужно правильно взвесить его последствия и цель, с которым оно совершается.

Наблюдая за действиями и поведением других людей, человек учится анализировать ситуация, выстраивать свою точку зрения и формировать свое собственное мнение. Наш внутренний мир это совокупность знаний, ценностей и убеждений, которыми мы выражаем свое отношение к окружающей среде.

Важнейшим компонентом сознания и психологии индивида выступает самосознание – осознание человеком самого себя как личности, своего нравственного облика и интересов, ценностей и мотивов поведения. Именно посредством самосознания мы не только определяем своё место в мире, но и осуществляем самоопределение и самооценку.

Духовность – это ценностные ориентиры отдельного человека и всего общества в целом. Уровень духовности человека зависит от его воспитания, сознательного отношения к себе и своей жизни, круга общения, интересов и личных предпочтений.

Духовность это не только знания, но способ и цели их применения, и от их правильного применения, а так же применения жизненного опыта, зависит, насколько удовлетворен будет человек своей деятельностью.

Список использованной литературы:

1.Бессонов Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности // Б.Н. Бессонов, В.В. Дубицкий. – Омск: ОГУ, 2002. – 296 с.

2.Ботвинова А.В. Духовная деятельность и формирование личности // А.В. Ботвинова. – М.: Изд-во “Научная книга”, 2003. – 235 с.

3.Клименко А.В. Обществознание: Учеб.пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы // А.В. Клименко, В.В. Румынина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 480 с.

4. Человек и общество: Учебное пособие для учащихся // Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. – 3-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2001. – 400 с.

5. М. И. Абдулаев, доктор юридических наук, профессор. // Обществознание для школьников и абитуриентов,г. Москва, 2004 – 542 с.

Источник: https://school-science.ru/4/14/1143

Элементы духовного мира личности

Элементом духовного мира личности не являются. Реферат: Духовный мир личности

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

1. Духовные потребности в познании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.

2. Знания о природе, обществе, человеке, самом себе.

3. Убеждения, твердые взгляды, основанные на мировоззрении и определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах.

4. Вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек (т. е. бездоказательное признание правильности того или иного положения).

5. Способность к тем или иным формам социальной деятельности.

6. Чувства и эмоции, в которых выражаются отношения человека с природой и обществом.

7. Цели, которые человек сознательно ставит перед собой, идеально предвосхищая результаты своей деятельности.

8. Ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и к самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕННОСТЕЙ

  1. Ценности представляют собой предмет устремленности человека.
  2. Они являются важнейшим моментом смысла жизни человека.
  3. Ценности носят исторический характер, т. е. они меняются с изменением содержания и форм жизни.
  4. На современном этапе развития человечество подошло к возможности выработки общечеловеческих ценностей, в основе которых лежит гуманизм.

ГУМАНИЗМ (от лат. Homo) – это

исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества.

ГУМАННОЕ ОБЩЕСТВО − это

общество справедливое, в котором главное –человек, его благо.

Истинный гуманизм заключает в себе ответственность человека за свои дела и поступки.

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

1. Отражают духовный опыт человечества.

2. Создают условия для реализации общечеловеческих интересов, т. е. универсальных потребностей людей, присущих им независимо от национальных, возрастных, религиозных, классовых или иных различий.

3. Общечеловеческие ценности приобретают приоритет по отношению к групповым ценностям, обеспечивая полноценное существование и развитие каждой отдельной личности.

ВАЖНЕЙШИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДУХОВНОГО МИРА ЧЕЛОВЕКА:

  1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ.
  2. УБЕЖДЕНИЯ.
  3. ВЕРА.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

1. Важным элементом духовного мира человека является мировоззрение.

2. Характер мировоззрения определяется уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры (например, мировоззрение средневекового человека отличается от мировоззрения современного).

a) Жизнь людей в обществе носит исторический характер. То медленно, то ускоренно, интенсивно изменяются во времени все составляющие общественно-исторического процесса.

b) Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей также подвержено историческим переменам.

c) Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений.

3. Говоря о мировоззрении в большом общественно-историческом масштабе, имеют в виду преобладающие на том или ином этапе истории предельно общие убеждения, принципы познания, идеалы и нормы жизнедеятельности, т. е. выделяют общие черты интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той ли иной эпохи.

4. Но в реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений.

Кроме типовых, суммарных черт, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов.

5. Каждый человек или социальная группа, выделенная по какому-либо признаку, имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда сильно отличающиеся от них самые общие представления о мире и жизненные программы.

Мировоззрение людей, живущих даже в одном обществе, различается.

Это зависит:

1) от личных качеств,

2) от условий формирования мировоззрения,

3) от принадлежности к различным социальным группам.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 1496 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/9-5045.html

Духовный мир человека

Элементом духовного мира личности не являются. Реферат: Духовный мир личности
Духовный мир человека является своеобразным зеркалом, в котором отражается интеллектуальная жизнь всего общества. Его основа — общественное сознание со всеми его структурными элементами и социальными уровнями. Вместе с тем личность имеет и свой, обособленный мир, способный функционировать самостоятельно, вне зависимости от происходящего в обществе.

На формирование духовного мира у личности оказывают влияние:

  • условия повседневной жизни как бытового, так и общеполитического характера;
  • целенаправленное воздействие на индивида со стороны общества;
  • практическая деятельность в обществе;
  • обучение, воспитание, совершенствование, контролирование самого себя.

Мировоззрение и смысл жизни эволюционируют во времени на рациональном и эмпирическом уровне с учётом психологии общества, его сознания и идеологии. Общественное сознание при этом становится основополагающей базой, на которой происходит формирование личности.

В отличие от сознания индивида, сосредоточенного в основном на собственном интеллектуальном содержании и структуре, духовный мир человека направлен на воплощение мировоззренческих целей и человеческой сущности в целом.

Из чего состоит внутренний мир индивида

Духовный мир любой личности содержит в себе:

  • систему ценностей, определяющих мировоззрение и придающих ему практический смысл;
  • цели, которые осознанно ставятся для реализации своего ценностного багажа;
  • духовные потребности, заключающиеся в возможности познать окружающий мир, выразить себя посредством искусства, науки, культуры и иных форм человеческой деятельности;
  • способность к познанию и реализации себя в социальной среде тем или иным образом;
  • убеждение в значимости своих действий для окружающих, основанное на уже сформированных взглядах на мир;
  • эмоциональную и чувственную поддержку своих взглядов и действий со стороны авторитетной части общества.

Все это основано только на знаниях общества об окружающем мире и вере в его конечную справедливость. И то, и другое опирается на ценностный аппарат индивида и на его мировоззрение, которое может быть:

  1. повседневное — опирается на жизненный опыт и формируется исходя из складывающихся обстоятельств;
  2. религиозное — с основой на религиозные представления личности;
  3. научное — авторитетом для которого являются только научные знания;
  4. гуманистическое — исходящее из представлений о научности взглядов, их справедливости в социальном смысле, нравственности, а также из экологических соображений.

Система человеческих ценностей, из которой проистекает любое мировоззрение, ориентируется на устремления личности и смысл его жизни. Что же касается идеалов отдельного индивида, они выступают в качестве эталона поведения в обществе и мотивируют само поведение.

Духовные ценности отдельного индивида не вечны. Они зависят от условий жизни и могут варьироваться по ходу их изменения. Другое дело — общечеловеческие ценности, которые веками вырабатывала современная цивилизация.

Основу их составляет духовная практика всех поколений человечества, включающая в себя универсальные потребности каждой личности вне зависимости от того, к какой она принадлежит расе, национальности, классу, религии или возрасту.

Приоритет общечеловеческих ценностей над индивидуальными несомненен. Внутренний мир любой личности должен формироваться именно в этих рамках. Индивид включается в общественную жизнь и понемногу осваивает его константы, выработанные временем и составляющие его нравственный фонд.

Знания — одна из опор внутреннего мира

Сознание индивида, а с ним и духовный мир личности в своём формировании отталкиваются от приобретённых знаний об окружающей действительности, которые преломляются через призму уже имеющейся информации и опыта и закрепляются в человеческой памяти.

Память фиксирует, хранит и, при необходимости, воспроизводит результаты познавательной деятельности.

Эта функция человеческой психики избирательна: надолго запоминается не вся информация, полученная в определённый момент, а только та её часть, которая вызвала достаточно сильную эмоциональную реакцию и имеющая особое значение в жизни индивида. Всё прочее предаётся забвению и уже не относится к знанию.

Познание в духовной жизни работает как метод реализации сознания через жизненный опыт, полученный в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Человечество выработало два основных пути приобретения знаний:

  1. Эмпирический. Основан на чувственном опыте, оставляющем в памяти конкретные знания об окружающем;
  2. Теория. Это те знания, которые включают в себя исторический опыт всего человечества, заключённый в художественной и научной литературе, произведениях культуры и искусства, архитектурных творениях, оставшихся от прошлого.

Мировосприятие жизни, получаемое эмпирическим путём, начинается у ребёнка с момента его рождения.

Органы чувств получаются своего рода окнами в мир, через которые духовная жизнь малыша наполняется первыми впечатлениями, составляющими его мироощущение.

Информация по мере течения времени накапливается в памяти, систематизируется там и впоследствии станет духовным ориентиром в практической деятельности.

Главным инструментом теоретического пути усвоения знаний становится язык. Именно с его помощью человек накапливает и обобщает чужой опыт, выходящий за пределы индивидуального сознания.

Кроме того, язык облегчает общение с другими людьми, а также целенаправленное воздействие на них.

Посредством языкового общения личность усваивает целый ряд норм и принципов, определяющих его поступки в социальной среде.

Эмпирические и теоретические познания, сведённые в логическое единство, образуют основу миропонимания индивида, или его интеллект. Уровень интеллекта определяется не только объёмом знаний. На первом месте у по-настоящему духовной личности стоит умение их использовать на практике.

Роль веры в духовной жизни человека

Мало кто из образованных людей сомневается, что одним из ведущих факторов в истории человечества стала религия. Её влияние на индивидов, их социумы и государства было разным. Кого-то оно возвышало и возводило на вершины культуры, кого-то уничтожало или низводило его духовную жизнь до абсолютного примитива. Это относится к целому ряду человеческих сообществ.

В основе каждой религии находится Вера. В приложении к конкретному религиозному институту речь идёт о вере в определённого бога. Если говорить о более общем определении веры, она заключается в убеждении, что в мире существует всевластная сила, способная разрешить все проблемы, встающие в жизни перед человеком, каким-либо чудодейственным образом. Религия и есть олицетворение этой веры.

В зависимости от идеологических веяний эпохи Вера может объединять самых разных людей или делать их врагами друг другу, побуждать к подвигам или призывать к непротивлению злу, способствовать творчеству, развитию письменной и монументальной культуры или призывать к сожжению на кострах великих произведений искусства и разрушению памятников.

Посредством религии личность ориентирует свою жизнь на конкретное религиозное мировоззрение, включающее в себя идеалы, взгляды и принципы этой Веры на устройство и функционирование мира, уточняет место в нём каждого индивида, подсказывает ему истинный смысл человеческой жизни. Это даёт обществу:

  1. Утешение в период горестей и надежду на то, что они не вечны;
  2. Энергию, пробуждающую миссионерские наклонности, вызванные желанием поделиться с ближними своими успехами в результате общения с Богом и тем самым облегчить их участь;
  3. Самоконтроль над своими поступками посредством религиозной системы нравственных ценностей, внутренних ориентиров и табу. Этот принцип часто распространяется от отдельной личности к целому государству. В таком случае огромные сообщества людей начинают жить по канонам этой религии, нередко весьма бесчеловечным;
  4. Коммуникативные склонности, содействующие объединению с другими людьми на принципах христианства, ислама, иудаизма, буддизма или какой-либо другой, менее значимой религии. Возможны также союзы на основе антагонистических течений внутри отдельной религии, например, по подобию противодействия католиков и протестантов внутри христианства. Также людей может объединять не только религиозная вера, а просто определённая общность взглядов;
  5. Вдохновение, оживляющее духовную жизнь, придающее ей ощутимый смысл и направляющее к цели. При помощи вдохновения жизнь приобретает эмоциональную окраску, наполняется чувствами, окрыляющими путь к достижению цели, делающими его ярче и понятней;
  6. Чувство стабильности в жизни, которое опирается на исторический опыт, знание религиозных традиций и светских законов данного общества. Религия — самый консервативный из социальных институтов. Стабильность и покой являются основой его устоев. Выход за рамки любых канонов порождает неуверенность в своих силах, хотя именно этот путь всегда способствовал развитию всех человеческих социумов.

Взаимодействие индивида и общества в духовности

Знания и интеллект, а также способность ими воспользоваться формируют индивидуальное сознание, но сами по себе ещё не становятся залогом гармоничного взаимодействия с обществом.

Социальный и гражданственный опыт становятся частью внутренней жизни людей только в случае, если они приемлют нравственные и государственные основы этого мира.

Только они способны адекватно оценивать свои поступки и деятельность в целом.

Сознание индивида в социальной среде постоянно контролирует рассудок, заключающийся в способности анализировать и соразмерять свои достижения с намерениями, которые могут быть гораздо шире конкретных действий и не всегда способны опираться на общепринятые нормы какой-то социальной группы или общества в целом.

Жизнь в социуме заставляет людей руководствоваться его законами. Это может вызвать конфликт личности со своими собственными интересами и потребностями, время от времени толкать к эгоистичным действиям, противоречащим общепринятой морали.

В таком случае нарушитель правил рискует стать изгоем и подвергнуться людскому остракизму.

Обратной стороной этой социальной медали становится патриотизм — эмоционально-нравственное состояние, толкающее человека на сближение с обществом, вызывающее готовность жить его интересами, ограничивать свои материальные и духовные запросы ради целей, представляющихся более важными, чем личные.

Чувственно-эмоциональный фактор здесь становится следствием уже сформировавшейся духовной жизни личности, которая, осознав значимость полученных в процессе образования и воспитания знаний об обществе, его истории, нравственных и религиозных нормах, мобилизует весь свой интеллектуальный багаж во благо этому обществу и тем самым становится общественно значимой, а не просто личностью в себе.

Без развития внутреннего мира не обходится ни один человек. Каждый из нас в той или иной степени обладает определённой суммой познаний о жизни, необходимых для практической деятельности.

Но высшую ценность представляет собой только то состояние человеческого духа, которое благоприятствует не только личным потребностям, но и жизнедеятельности общества.

Тогда внутренняя жизнь индивида приобретет истинный смысл и не предастся забвению.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/mir-lichnosti.html

Элементом духовного мира личности не являются. Реферат: Духовный мир личности – Юрист прав

Элементом духовного мира личности не являются. Реферат: Духовный мир личности

Тема духовного мира личности на протяжении многих веков заставляет мудрецов и ученых, служителей церкви и простых смертных размышлять, выводить новые гипотезы, подтверждать и опровергать их. Общее представление о нем имеет каждый, но конкретный ответ на вопрос, что составляет духовный мир человека, услышать удается крайне редко.

Понятие о духовном мире достаточно широкое, и дать четкую формулировку довольно затруднительно. Вероятно, подходить к вопросу определения компонентов духовного мира разумнее с разных позиций.

статьи

Психология

С точки зрения психологической науки духовный мир человека составляют эмоции и чувства, им испытываемые. Духовная жизнь личности заложена на уровне потребностей и формирует культурно-нравственное восприятие, которое, в свою очередь, представляет собой синтез внутреннего и внешнего мира.

Духовность олицетворяет квинтэссенцию внутренних стремлений к внешним идеалам и образам. При этом духовный мир отдельной личности неразрывно связан с духовным миром общества.

Психология относит к составляющим духовного мира следующие элементы:

  1. Знания. Человек обладает большим потенциалом, и сегодня им накоплен огромный информационный багаж. Духовное развитие предполагает наличие и восприятие знаний о природе, обществе и, главное, знаний человека о самом себе.
  2. Вера и убеждения. В первую очередь этот компонент предполагает, что человек верит в истинность убеждений, направляющих его разум и действия.
  3. Ценности. Данная часть духовного мира придает жизни человека осмысленность, формирует идеалы и определяет личностную позицию.
  4. Эмоции и чувства. Элементы, на основании которых строится связь человека с другими людьми и обществом в целом.
  5. Цели. В этой части духовного мира человека фокусируется его сознательная деятельность, отражающая стремления и желания личности.

Итак, психологическое представление о духовном мире человека базируется на связи личности и общества, формировании духовной культуры и использовании накопленного опыта предыдущих поколений.

Религия

Религиозное представление о духовном мире человека во многом зависит от национальной принадлежности, обуславливающей нравственные ценности того или иного народа.

Общими моментами, объединяющими духовный мир разных наций, являются:

  • вера в Бога;
  • личностные качества (доброта, миролюбие, скромность, щедрость);
  • следование религиозным заветам.

Уровень духовности выступает как основной критерий, отражающий состояние внутреннего мира людей. Подобное положение вещей присуще практически всем мировым религиозным учениям.

Духовный мир человека верующего – это незыблемое признание существования Бога, ощущение его поддержки и постоянного присутствия. Вера позволяет личности выходить за привычные и обыденные рамки понимания духовности. Это уже не просто представление о правилах поведения и информационном восприятии, а возможность увидеть свой внутренний и окружающий мир через призму божественного начала.

Философия

Духовный мир человека в философии – это неразделимое и абсолютно цельное понятие. При этом феномен духовности слагается из множества факторов, основные из которых:

  • разум,
  • чувства,
  • талант,
  • темперамент,
  • память,
  • характер,
  • воля.

Уникальная способность индивидуума, связанная с возможностью исследовать, воспринимать и применять опыт всего человечества, формирует его духовный мир.

При этом наработки поколений преломляются через призму мировоззрения личности, тем самым вырабатывая духовную энергию. «Вне духовного содержания, – писал современный философ М. К. Мамардашвили, – любое дело – это полдела.

Не представляю себе философию без рыцарей чести и человеческого достоинства. Все остальное – слова. Люди должны узнавать себя в мысли философов».

Не что иное, как философия, побуждает к жизни абсолютно все элементы, включенные в состав духовного мира индивидуума. Наука мудрецов учит человека жить, руководствуясь разумным и согласованным с собственной совестью постулатом. Она формирует самодостаточную личность, сильную духовно. Происходит это благодаря критическому отношению и рационально-нравственному жизненному ориентиру.

Уверенность в себе вкупе с умением сделать правильный нравственный выбор – это и есть та социально-духовная ценность с особенной энергетикой, к которой стремится современное общество и которая так значительна для каждого.

Духовный мир любого человека уникален, ведь схожие компоненты имеют свойство варьироваться и принимать самые разные формы.

Духовный мир – это все многообразие чувств и эмоций, характера и темперамента, мыслей и поступков.

Духовный мир – это сочетание внутренних переживаний и внешних обстоятельств, во многом зависящих от индивидуально-типических свойств, религиозных и национальных традиций, особенностей воспитания.

Источник: https://thedifference.ru/chto-sostavlyaet-duhovnyj-mir-cheloveka/

Духовный мир личности

смысл своего бытия.

Проходя проверку жизненным опытом, мировоззрение трансформируется в жизненную позицию личности. Жизненная позиция представляет собой основанную на мировоззренческих установках и на жизненном опыте готовность к действию. Позиция может быть активной и пассивной.

Реализация жизненной позиции в деятельность осуществляется посредством воли, которая представляет собой способность человека сознательно мобилизовывать все физические и духовные силы, направлять свою жизнедеятельность на достижение целей.

Формируясь в процессе становления духовного мира личности и жизненного опыта, она приобретает относительную самостоятельность и оказывает воздействие на сам процесс развития духовного мира, становится важным фактором самовоспитания, самосовершенствования, внутренней повелительной силой, направляющей жизнедеятельность личности в определенное русло.

Сферой и способом реализации духовного мира личности, мировоззренческих установок и жизненной позиции является социальная активность. Социальная активность — способ самореализации личностью понимаемых ею целей и смысла жизни. Социальная активность — это также показатель степени социальной зрелости личности, ее гражданственности.

Человечество перешагнуло порог нового тысячелетия. С надеждой и тревогой за судьбы цивилизации мы смотрим в будущее.

Какие прогнозируемые сценарии воплотятся в действительность? А может быть, это будут некие неведомые нам варианты развития? Ответы даст сама жизнь. Однако ясно, что никакое заранее уготованное и уже сейчас ожидающее нас будущее не существует.

Даже апокалипсис до последнего мгновения предоставляет человечеству свободу выбора: умножать силы зла или активно созидать добро.

Общественное развитие, особенно в переломные моменты, содержит в себе различные, нередко альтернативные возможности. Какие из них осуществятся на практике? Каким станет наше Отечество через несколько лет? В конечном счете, это зависит от сознательной и активной деятельности людей.

Современное общество предоставляет человеку широкий выбор сфер приложения своих сил, найти свое место в мире, определить пути решения возникающих сложных проблем, увидеть возможности наиболее полной реализации своих способностей, утвердить себя как личность.

Заключение

В заключение следует сказать, что духовный мир личности — это сложная система, элементы которой:

духовные потребности в познавании окружающего мира, в самовыражении средствами культуры, искусства, других форм деятельности, в пользовании достижениями культуры и др.

Духовная культура выступает необходимым условием существования, как всего общества, так и для формирования личности и его внутреннего мира.

Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию накопленных культурных ценностей;

знания о природе, обществе, человеке, самом себе;

вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

способности к тем или иным формам социальной деятельности;

чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

цели, которые он сознательно ставит перед собой

важным элементом духовного мира человека является — мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру. Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле.

Таким образом, духовный мир личности, будучи неразрывно связанным с духовной жизнью общества, характеризует личность с точки зрения ее содержания, ее отношения к окружающему миру, к другим людям, к себе, что и позволяет определить ее место и роль в жизнедеятельности общества.

Человек — творец своей духовной жизни, культуры, носитель духа и разума.

Список использованной литературы

1. Бессонов Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности / Б.Н. Бессонов, В.В. Дубицкий. — Омск: ОГУ, 2002. — 296 с.

2. Ботвинова А.В. Духовная деятельность и формирование личности / А.В. Ботвинова. — М.: Изд-во «Научная книга», 2003. — 235 с.

3. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — 4-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004. — 480 с.

4. Философия. Учебное пособие / Авт. кол. под рук. Ю.В. Осичнюка. — Киев: Фіта, 2004. — 384 c.

5. Человек и общество: Учебное пособие для учащихся / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова и др. — 3-е изд. дораб. — М.: Просвещение, 2001. — 400 с.

6. Чуприна А.А. Духовно-нравственные аспекты формирования современной личности // Материалы второй Международной конференции. — Ставрополь: СевКавГТУ, 2000. — 333 с.

10-09-2015, 21:20

Источник: http://all-referats.com/103/2-50027-duhovnyy-mir-lichnosti.html

Источник: https://pravjur.ru/jelementom-duhovnogo-mira-lichnosti-ne-javljajutsja-referat-duhovnyj-mir-lichnosti.html

Trosjurid
Добавить комментарий